Сайт Pascal Паскаль
Графика в системе Паскаль
Графические возможности Паскаля
Отличное руководство при изучении графики в Паскале.
uses graph;
var driver, mode, errorcode : integer; xm,ym,i,j : integer;
pi,pi300,x1,y1,x2,y2, sc : real;
st1,st2,st3 : string;
function f(x:real) : real;
begin
f:=sin(x)+sin(2*x)+sin(3*x)-1-cos(x)-cos(2*x);{ функция для построения}
end; {графика}
begin
st1:='x';st2:='y';
st3:=' Press ENTER';
sc:=50;
driver:=9; {egavga}
mode:=2; {640х480 пикселей}
initgraph(driver,mode,'d:\bp\bgi'); {инициализация графического режима }
errorcode:=graphresult;
if errorcode<>grok then {ошибка }
begin
writeln('Error init Graph');
closegraph;
halt;
end;
xm:=getmaxx div 2;
ym:=getmaxy div 2;
{ xm=320;ym=240;центр экрана}
line(xm,20,xm,460);{ось y}
line(20,ym,620,ym);{ ось x}
outtextxy(630,ym,st1); {маркировка оси х}
outtextxy(xm,10,st2); {маркировка оси у}
pi:=3.1415926; pi300:=pi/300;
x1:=-pi;
for i:=0 to 24 do {разметка оси х вертикальными черточками}
begin
line(xm+round(80*x1),230,xm+round(80*x1),250);
x1:=x1+pi300*25;
end;
x1:=-pi; {собственно построение графика отрезками прямых}
while x1
begin
y1:=f(x1);x2:=x1+pi300;
y2:=f(x2);
line(xm+round(80*x1), ym-round(sc*y1),
xm+round(80*x2), ym-round(sc*y2));
x1:=x2;
end;
outtextxy(270,470,st3);
readln;
closegraph;
end.
Графика в системе Паскаль
Графические возможности Паскаля
Отличное руководство при изучении графики в Паскале.
Графика в Паскале строится при помощи подключения модуля Граф,
то есть на экране компьютера можно получать не только
последовательности символов, но и разнообразные рисунки, схемы,
картинки.
В нашем примере - это построить график функции в Паскале. Для этого в Паскаль включаются специальные средства - графические процедуры и операторы, которые находятся в модуле Graph (uses Graph;).
Цель урока – это познакомиться с возможностями графических операторов, построение графических изображений в Паскале.
Следует отметить, что графическое изображение на
экране составляется из точек (например, как фотографии в газетах,
журналах и др.). Количество точек (пикселей) на экране зависит от
разрешающей способности экрана. Каждая точка задается двумя координатами
(x, y). Точка с координатами (0,0) находится в левом верхнем углу
экрана. Ось Х направлена вправо, а ось У вниз.
Процесс построения изображений с помощью графических процедур разбивается на отдельные этапы:
1. Переключить монитор в графический режим с помощью оператора InitGraph (Driver, mode, <путь к драйверу>).
2. Установить разрешающую способность экрана по умолчанию режимом Detect или процедурой SetGraphMode. Режим Detect устанавливает разрешающую способность экрана 640*480 пикселей, т.е. координата Х может принимать значения от 0 по 639, а У от 0 по 479.
3. Очистить и инициализировать графический экран процедурой ClearDevice.
4. Установить цвет фона оператором SetBkColor и цвет изображения оператором SetColor.
5. Вывести на экран точки, отрезки, прямоугольники, дуги, окружности, эллипсы.
6. Вывести на экран закрашенные фигуры.
7. Вывести тексты и подписи на экран. Для использования операторов Write и Writeln в графическом режиме необходимо выполнить следующую операцию присваивания : DirectVideo := FALSE; Или использовать процедуру Outtextxy(x,y,st), которая выводит строку st, начиная с позиции x, y.
2. Установить разрешающую способность экрана по умолчанию режимом Detect или процедурой SetGraphMode. Режим Detect устанавливает разрешающую способность экрана 640*480 пикселей, т.е. координата Х может принимать значения от 0 по 639, а У от 0 по 479.
3. Очистить и инициализировать графический экран процедурой ClearDevice.
4. Установить цвет фона оператором SetBkColor и цвет изображения оператором SetColor.
5. Вывести на экран точки, отрезки, прямоугольники, дуги, окружности, эллипсы.
6. Вывести на экран закрашенные фигуры.
7. Вывести тексты и подписи на экран. Для использования операторов Write и Writeln в графическом режиме необходимо выполнить следующую операцию присваивания : DirectVideo := FALSE; Или использовать процедуру Outtextxy(x,y,st), которая выводит строку st, начиная с позиции x, y.
Цвета в операторах задаются с помощью своих кодов:
0 – черный; 4 – красный; 8 – темно-серый; 12 – ярко-красный;
1 – синий; 5 – пурпурный; 9 – ярко-синий; 13 – ярко-пурпурный;
2 –зеленый; 6 – коричневый; 10 – ярко-зеленый; 14 – желтый;
3 – бирюзовый; 7 – светло-серый; 11 – ярко-бирюзовый; 15 – белый.
1 – синий; 5 – пурпурный; 9 – ярко-синий; 13 – ярко-пурпурный;
2 –зеленый; 6 – коричневый; 10 – ярко-зеленый; 14 – желтый;
3 – бирюзовый; 7 – светло-серый; 11 – ярко-бирюзовый; 15 – белый.
Цифровое кодирование цвета соответствует
последовательности IRGB для 0-3 битов. Бит 3 – бит интенсивности I, бит 2
– бит красного R, бит 1 – бит зеленого G, бит 0 – бит синего B.
Например, 11=8+2+1, т.е. биты 3,1,0 – интенсивный сине-зеленый
(бирюзовый).
Основные графические операторы для построения изображений:
PutPixel (X, Y, цвет) - вывод точки на экран, где X, Y - координаты точки ;
Line ( X1, Y1, X2, Y2 ) - проводит линию из точки с координатами (X1, Y1 ) в точку с координатами ( X2, Y2 );
Rectangle (X1, Y1, X2, Y2 ) - прямоугольник со сторонами, параллельными осям координат; (X1, Y1) и (X2, Y2) - координаты, определяющие одну из диагоналей прямоугольника ;
Bar ( X1, Y1, X2, Y2 ) - закрашенный прямоугольник (без окантовки);
Circle ( X, Y, радиус ) – на экран выводится окружность с центром в точке ( X, Y )(тип integer) ;
Arc (X, Y, начальный угол, конечный угол, радиус) - на экран выводится дуга окружности с центром в точке (X, Y ); углы задаются в градусах; дуга рисуется ПРОТИВ часовой стрелки;
Ellipse ( X, Y, начальный угол, конечный угол, горизонтальный радиус, вертикальный радиус) - на экран выводится эллиптическая дуга с центром в точке с координатами ( X, Y ) (тип integer);
SetFillStyle (заполнение, цвет) – определение вида и цвета заполнения области;
FloodFill (x, y, цвет границы) – заливка замкнутой области.
Line ( X1, Y1, X2, Y2 ) - проводит линию из точки с координатами (X1, Y1 ) в точку с координатами ( X2, Y2 );
Rectangle (X1, Y1, X2, Y2 ) - прямоугольник со сторонами, параллельными осям координат; (X1, Y1) и (X2, Y2) - координаты, определяющие одну из диагоналей прямоугольника ;
Bar ( X1, Y1, X2, Y2 ) - закрашенный прямоугольник (без окантовки);
Circle ( X, Y, радиус ) – на экран выводится окружность с центром в точке ( X, Y )(тип integer) ;
Arc (X, Y, начальный угол, конечный угол, радиус) - на экран выводится дуга окружности с центром в точке (X, Y ); углы задаются в градусах; дуга рисуется ПРОТИВ часовой стрелки;
Ellipse ( X, Y, начальный угол, конечный угол, горизонтальный радиус, вертикальный радиус) - на экран выводится эллиптическая дуга с центром в точке с координатами ( X, Y ) (тип integer);
SetFillStyle (заполнение, цвет) – определение вида и цвета заполнения области;
FloodFill (x, y, цвет границы) – заливка замкнутой области.
Пример программы построения графика функции.
program graphic;uses graph;
var driver, mode, errorcode : integer; xm,ym,i,j : integer;
pi,pi300,x1,y1,x2,y2, sc : real;
st1,st2,st3 : string;
function f(x:real) : real;
begin
f:=sin(x)+sin(2*x)+sin(3*x)-1-cos(x)-cos(2*x);{ функция для построения}
end; {графика}
begin
st1:='x';st2:='y';
st3:=' Press ENTER';
sc:=50;
driver:=9; {egavga}
mode:=2; {640х480 пикселей}
initgraph(driver,mode,'d:\bp\bgi'); {инициализация графического режима }
errorcode:=graphresult;
if errorcode<>grok then {ошибка }
begin
writeln('Error init Graph');
closegraph;
halt;
end;
xm:=getmaxx div 2;
ym:=getmaxy div 2;
{ xm=320;ym=240;центр экрана}
line(xm,20,xm,460);{ось y}
line(20,ym,620,ym);{ ось x}
outtextxy(630,ym,st1); {маркировка оси х}
outtextxy(xm,10,st2); {маркировка оси у}
pi:=3.1415926; pi300:=pi/300;
x1:=-pi;
for i:=0 to 24 do {разметка оси х вертикальными черточками}
begin
line(xm+round(80*x1),230,xm+round(80*x1),250);
x1:=x1+pi300*25;
end;
x1:=-pi; {собственно построение графика отрезками прямых}
while x1
y1:=f(x1);x2:=x1+pi300;
y2:=f(x2);
line(xm+round(80*x1), ym-round(sc*y1),
xm+round(80*x2), ym-round(sc*y2));
x1:=x2;
end;
outtextxy(270,470,st3);
readln;
closegraph;
end.
Комментариев нет:
Отправить комментарий