СКРЕТЧ УЧЕБНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Скретч (англ. scratch) – это детский язык программирования, похожий на конструктор Лего–программы собираются из разноцветных «кирпичиков» – блоков. Он прост и понятен, изучать его могут дети с 6 лет. Главное, чтобы они умели читать и считать.
ДАТА СОЗДАНИЯ
2006 MIT (Массачусетский технологический инстит) с использованием подходов WEB 2.0.
Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки вперед-назад руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: 6+
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Область программирования (интерфейс программы)
Основными компонентами скретч-программы являются объекты-спрайты*.
*Спрайт (англ. sprite — «фея, эльф») — графический объект в компьютерной графике. Чаще всего — растровое изображение, которое можно отобразить на экране.
Спрайт состоит из:
1. графического представления — набора кадров-костюмов;
2. сценария-скрипта.
Для редактирования костюмов спрайтов в скретч встроен графический редактор.
Действие Скретч-программы происходит на сцене (англ. stage) размером 480×360 (условных) пикселей с центром координат в середине сцены.
Для программирования сценариев в Скретче используется drag-and-drop*-подход: блоки из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов.
*Drag-and-drop (D&D, DnD, DND, в переводе с английского означает буквально тащи-и-бросай; Бери-и-Брось.
По функциональному назначению блоки делятся на 10 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом.
Группа | Цвет | Примечание |
Движение | синий | управляют движением спрайта (не применяется в фоне) |
Внешний вид | фиолетовый | управляют внешностью спрайта |
Звук | розовый | управляют звуком спрайта |
События | жёлтый | проверка наличия событий, отправка сигналов ко всем спрайтам |
Управление | оранжевый | управляющие конструкции, заголовки обработчиков событий |
Сенсоры | голубой | опрос устройств ввода, таймер и имя участника |
Операторы[5] | зелёный | арифметико-логические операции |
Переменные | оранжевый | раздел для управления переменными и списками |
Другие блоки | светло-розовый | преобразуют комбинацию блоков в один блок, что упрощает код, или же упрощает создания своего личного блока |
Добавить Расширения | темно-зелёный | расширяют возможности Скретч. Есть разные виды расширений, такие, как: музыка, перо, видео распознавание, текст в речь, переводчик, Makey Makey, micro: bit, LEGO MINDSTORMS EV3 и LEGO Education WeDo 2.0 |
ЧТО Я МОГУ СОЗДАВАТЬ НА SCRETCH
компьютерные игры;
презентации;
мультфильмы.
ТАК ЖЕ Я СМОГУ
опубликовать результаты своей работы в едином сообществе Скретч-проектов;
посматривать и использовать исходный код, создать свои ремейки и сделать в свою очередь их доступными сообществу;
создавать в среде группы-студии, которые занимаются различными проектами и направлениями. В этом и заключается особенности технологии WEB 2.0, когда содержание создается всем сообществом.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВИДЕОРОЛИК
— Scratch Overview или страница https://scratch.mit.edu/about/
С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ В ИЗУЧЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ SCRATCH?
Как всегда имеется огромное количество различных учебных и практических материалов как в Интернете, так и в печатных книгах.
РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ СООБЩЕСТВ И ОБУЧАЮЩИХ ЦЕНТРОВ
ЛАБОРАТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Самое интересное сообщество это Лаборатория Информационных Технологий. Это хорошая платформа объединяющая новости, систему уроков, для разных категорий: детей, студентов, родителей и учителей.
Еще одно сообщество — Скретчмоб — IT для молодежи. Главная здесь инициатива — это движение «Код-класс» — которое помогает педагогам с интересными идеями, ресурсами и методическими материалами для проведения кружковых занятий и хакатонов в школе, в библиотеках и других местах.
Интересную коллекцию дополнительных спрайтов для Scratch можно найти в белорусском сообществе.
YOUTUB
К ресурсам в Youtube прежде всего канал ITGEN.IO , где собраны видеоуроки по созданию игр на разных языках, включая Scratch.
Творческая мастерская Scratch от nachalka.com
КНИГИ
Однако основной ресурс по Scratch это книги.
Книга Дениса Голикова. Это программист, который в 2012 вдохновился Scratch и переквалифицировался в преподвавателя Scracth для детей в различных кружках. Написал несколько полезных и практических книг по проектам Scratch. Основной фокус у него это начальная школа. Последние книги 2017 Scratch для юных программистов и 40 проектов на Scratch для юных программистов. Книги рассчитаны на детей и написаны на основе опыта обучения в кружке юных программистов. Если вашему ребенку интересен Scratch однозначно стоит найти эти книги.
Классический учебник Эла Свейгарта «Программирование для детей. Делай игры и учи язык Scratch!» Интересный, понятный и красочный самоучитель для детей. На примере создания веселых классических игр, таких как «Змейка» и «Фруктовый ниндзя» и т.д.
Еще одна красочная книга для детей младшего школьного возраста Программирование для детей на языке Scratch. Интересные проекты, яркие иллюстрации, понятные инструкции и еще много других книг, которые вы можете найти в Интернете.
Важно что язык Scratch сейчас интегрируется с различными робототехническими наборами. Например Lego и Arduino. Таким образом вы можете с помощью этого языка программировать поведение собранных вами роботов и детских конструкторских проектов. Например статья — Программирование робота Lego Mindstorms EV3 с помощью Scratch 2.0.
Также подробную информацию об этом можно найти в книге Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов. Даны основы визуального программирования этих устройств в среде mBlock и креативного программирования путем написания интерактивных компьютерных игр, в которых управлением персонажами осуществляется посредством Arduino. Также дети освоят методы создания автономных «умных вещей», работающих под управлением Arduino без подключения к компьютеру. Также можно посмотреть уроки по этой теме на Youtube. Канал Arduino Kit.
Кроме того в последнее время все больше популярности набирает новая платформа Snap, которая имеет интерфейс близкий к Scratch. Основным отличием от Scratch являются расширенные возможности по построению собственных блоков, а также списки и функции первого класса. Эти мощные возможности позволяют использовать Snap! не только в начальной школе, но и для обучения старшеклассников и студентов. Познакомиться с ней можно в новой книге Дениса Голикова «Знакомьтесь, это Snap!» Некоторые центры обучения уже начинают использовать эту платформу. Например ProgKids.
Snap также может взаимодействовать с электронными платами и роботами. Познакомиться с реальным применением этого можно в новой книге Голикова Школа капитана Грампа. Эта увлекательная книга написана на основе комиксов про приключения капитана Грампа, которому приходится обучать двух парней основам электроники, чтобы они могли помогать ему в управлении космическим кораблем. Учебник рассчитан на детей, которые уже знакомы со Scratch и хотят двигаться дальше. Программирование Arduino осуществляется с применением специального блочного языка программирования Snap4Arduino, который очень похож на Scratch.
Миллионы людей создают проекты Scratch в самых разных условиях — дома, в школах, музеях, библиотеках. Гарвардская Библиотека ресурсов Scratch покрывает диапазон от проектов для детского сада до университетских и профессиональных проектов. В частности в среде Scratch существует сообщество скретчеров на русском языке.
Посмотреть и попробовать проекты в следующих студиях:
1) https://scratch.mit.edu/studios/4614548 проекты, помогающие создавать модели поведения животных и растений.
2) https://scratch.mit.edu/studios/4614761 оживляем экспозиции музеев, собираем экспонаты для новых музеев.
3) https://scratch.mit.edu/studios/4614736/ студия, в которой собираются литературные произведения и литературные персонажи.
4) https://scratch.mit.edu/studios/4614772 создаем и исследуем микромиры (stem) — физика, химия, биология.
5) https://scratch.mit.edu/studios/4614785 оживляем музыкальные произведения
6) https://scratch.mit.edu/studios/4614799 искусство и математика
7) https://scratch.mit.edu/studios/4614804 изучаем общественное мнение, проводим опросы
8) https://scratch.mit.edu/studios/4614814/ студия, где собираются театральные персонажи, цирковые актеры для возможного совместного выступления в спектаклях и представлениях
КАК УСТАНОВИТЬ СКРЕТЧ
Существуют 2 способа работы в Скретч:
1. Работать, используя интернет (режим называется «онлайн»).
Важное преимущество среды Scratch-онлайн то, что она не требует установки на компьютер.
Просто из браузера заходи на сайт — https://scratch.mit.edu/ и начинай работать, создав свой профайл, где ты можешь хранить свои проекты. Таким образом, твоя среда и проекты доступны тебе в любом месте где есть Интернет.
2. Установить Скретч на компьютер и работать без подключения к Интернет (режим называется «оффлайн»).
Выполните следующие шаги установки:
1. Установите Adobe AIR.
2. Установите Скретч.
Комментариев нет:
Отправить комментарий